Каждый, кто любит мир сказок и верит в доброту, спешит получить билеты Кукольного театра. Здесь нет ограничений по возрасту человека. Посетитель театра в спектакле находит душевное спокойствие и обретает особое настроение! Детский мир самый веселый, самый настоящий! А наше общество нуждается именно в такой чистоте души!

Когда куклы плачут и смеются

31 Октября 2023

Вадим КРАВЦОВ

Газета "Комсомольская правда"

Ссылка: https://www.kp.kz/daily/27575/4845173/

 

Значительным событием в культурной жизни южной столицы стал первый Международный фестиваль театров кукол Almaty Puppet Festival. Его провел Алматинский государственный театр кукол.

В течение пяти насыщенных дней свои лучшие работы представляли 14 театров и кукольных студий. Алматинцы увидели разноплановые и разножанровые постановки для детей и взрослых. Участниками фестиваля стали около 150 актеров и мастеров кукловождения из Польши, Грузии, Болгарии, Турции, Узбекистана и Казахстана. Нашу страну представляли девять театральных трупп. Спектакли оценивало жюри под председательством театроведа Меруерт Болатканкызы.

Среди членов жюри был Сава Драгунчев, актер и педагог из Болгарии. «В прошлом году я был в жюри Международного фестиваля театров кукол «Золотой дельфин» в Варне, — говорит Сава Драгунчев. — Там я познакомился с Алматинским театром кукол. Он показал спектакль «Ромео и Джульетта» и получил Гран-при. Я впервые в Казахстане. Работать членом жюри в другой стране — для меня новый и интересный опыт. Узнавать другую культуру лучше всего через театр, кино или любое другое искусство».

В последний день фестиваля был показан спектакль Элене Мацхонашвили «Письмо Джеральдин» Батумского государственного театра кукол и юного зрителя. Он и получил Гран-при, а его создатели — сертификат на один миллион тенге. Постановка осуществлена на основе письма Чарли Чаплина своей дочери. Две маленькие планшетные куклы поочередно оживляли сразу четыре кукловодительницы. Спектакль сопровождала музыка, английский аудио-текст и черно-белое видео, где в «документальных кадрах» были показаны те же куклы. «В этом спектакле мы прикоснулись к настоящему чуду театра кукол, который может передать все. Мы увидели настоящих живых людей с их эмоциями, переживаниями, трагедиями», — отметила Анар Еркебай, театровед и член жюри. Созданный в 2017 году спектакль «Письмо Джеральдин» уже побеждал на театральных фестивалях в Грузии и Украине. «Мне никогда не было так радостно. Конечно, бывали радости, например, семейные. Но это совсем другое. Благодарю за это Казахстан, Алматы, этот театр», — поделился своими эмоциями Ираклий Киквадзе, худрук Батумского театра.

Были определены победители еще в нескольких номинациях. Лучшим режиссером признан Антон Зайцев. Он работает в Алматинском театре кукол и «Тотальном театре», но приз получил за спектакль «Собака», поставленный в Актюбинском областном театре кукол «Алакай».

Айдын Салбанов, режиссер и художник спектакля «Почему у ласточки хвост рожками?», стал обладателем номинации «Лучший художник». Это первая постановка начавшей работать в этом году кукольной труппы при Карагандинском областном казахском драматическом театре им. Сейфуллина.

«Лучшим ансамблем» названы узбекские артисты из Ферганского областного театра кукол, занятые в спектакле «Хитрецы». «Это совместная работа с казахстанскими коллегами. Автор пьесы — Надежда Насырова, главный режиссер — из Театра кукол города Актау, а ставил пьесу Бекпулат Парманов, главный режиссер Русского драматического театра им. Горького в Астане. «Хитрецы» — спектакль о дружбе. У казахов есть народный герой Алдар Косе, а у нас — Насреддин. Они и стали главными персонажами. Надеемся на новые совместные проекты, ведь в Казахстане и Узбекистане есть много талантливых режиссеров и актеров», — рассказал Таваккал Султанов, директор Театра кукол из Ферганы. Однако награждение спектакля «Хитрецы» вызывает вопросы, поскольку его режиссер Бекпулат Парманов является членом жюри фестиваля.

В конце каждого фестивального дня члены жюри устраивали детальное обсуждение спектаклей. Разбирая конкретные работы, они выходили на актуальные проблемы древнего и вечно молодого искусства. Самой сложной задачей, стоящей сегодня перед национальным театром, российский театровед Нияз Игламов считает «поиск меры компромисса между актуальностью подачи и сохранением традиций. Необходимо быть современным, актуальным и при этом национальным по духу и по форме. Нужно найти баланс и не увести это в какую-то архаику и скуку».