Сдача новой постановки режиссера Дины Жумабаевой и сценографа Юлии Черновой художественному совету прошла восторженно. Теперь – слово за зрителями.
После сдачи спектакля члены худсовета аплодировали всей постановочной команде во главе с режиссером Диной Жумабаевой. И, несмотря на то, что об этой веронской истории любви снято много фильмов, поставлено бесчисленное количество спектаклей, причем во всех жанрах, написаны оперы, балеты, мюзиклы, казалось бы, удивить искушенного зрителя все той же «печальнейшей повестью на свете» практически невозможно, Государственному театру кукол это все же удалось, они по-своему пересказали эту потрясающую историю любви Ромео и Джульетты.
Жанр постановки Государственного театра кукол может прозвучать так: «Трагическая история веронских любовников в стиле смешения жанров», потому что от любви, как и от смерти, в этой истории никуда не уйти. Смешение жанров – это значит, что зрители увидят и игру живых актеров и, конечно, появляющихся в нужный момент кукол.
Весьма похвально, что в театре кукол, который, как считается, предназначен прежде всего для детей, в последние годы расширяются репертуар и аудитория. Постановочная команда с актерами, занятыми в спектакле, титанически трудились, вдохновленные памятником мировой драматургии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, – который весьма трудно уложить в формат кукольного театра.
К этой работе режиссер-постановщик Дина Жумабаева готовилась несколько театральных сезонов. Ей хотелось, чтобы зритель увидел великую трагедию в современной интерпретации. Для этого использованы разнообразные театральные приемы и возможности новых технологий. В итоге постановка получилась далеко не «кукольной».
Она представляет собой синтез искусств. Актеры (в спектакле занята почти вся труппа) не прячутся за ширмой, а находятся на сцене. Они работают и с куклами, и с живыми актерами, и, что уж совсем непривычно для данного театра, – танцуют, и… даже читают рэп.
Все превращения героев переданы через хореографию. Непростое обучение артистов-кукольников хореографии взяла на себя легендарная личность – хореограф Анна Цой. Зрелищностью и яркостью постановка не в последнюю очередь обязана сценографу Юлии Черновой, которая уже второй раз приглашена в команду Дины Жумабаевой. Первая их совместная работа – «Материнское поле» по произведению Чингиза Айтматова. Этот спектакль, как и нынешняя постановка, в репертуаре кукольного театра. И все же для большей адекватности воплощения любовной трагедии на сцене кукольного театра оставлен оригинальный текст пьесы с его неповторимыми диалогами и гармоничной стилистикой.
«Ромео и Джульетта» в постановке театра представляет собой имиджевый проект в полном смысле этого слова. Он пропагандирует мировую классику на казахском языке. Постановки такого уровня способны стать достоянием театральной жизни не только Алматы, но всей республики. И это вполне может произойти на наших глазах: Государственный театр кукол уже заявил этот спектакль на внутритеатральный фестиваль «Куклы приглашают», который пройдет в канун Международного дня кукольника и Международного дня театра.
Мира Мустафина
Республиканская газета "Литер"