Каждый, кто любит мир сказок и верит в доброту, спешит получить билеты Кукольного театра. Здесь нет ограничений по возрасту человека. Посетитель театра в спектакле находит душевное спокойствие и обретает особое настроение! Детский мир самый веселый, самый настоящий! А наше общество нуждается именно в такой чистоте души!

Лаборатория спектаклей. В Челябинске завершился Международный фестиваль «CHELoВЕК театра»

6 Марта 2019

С 28 февраля по 6 марта зрители увидели 14 спектаклей театров Европы и Азии, приняли участие в их обсуждении, пообщались с известными актерами, театральными педагогами и критиками. И, вероятнее всего, лишились покоя.

Семь лет фестиваль проповедует идею, что театр стоит на трех китах: человек-актер, человек-зритель, человек-критик. В Челябинск приглашаются театры, где работа с актером является главной задачей, а в спектаклях идет речь о жизни и судьбе каждого из нас. 

 — Сегодня нужно объединяться на вечных ценностях: милосердие, добро, братство, — считает художественный руководитель фестиваля Евгений Гельфонд. — Предельно важно, чтобы территория фестиваля была гуманистической и созидательной. 

Тюрьма для героя

Открылся фестиваль нашумевшим спектаклем театра «Особняк» (Санкт-Петербург) «Машина едет к морю» в постановке известного челябинцам режиссера Алексея Янковского. И это был мощный старт. 

Постановка получила множество театральных наград на различных фестивалях и вызвала непримиримые споры. Кто-то считает спектакль, как и саму пьесу Алекса фон Бьерклунда, трагифарсом, который помогает зрителю осмыслить свою жизнь. Кто-то утверждает, что ничего смешного в истории нет и это настоящая трагедия людей, попавших в плен жизненных обстоятельств. 

Первое, что приходит в голову, когда на сцене появляются слепой дед (актер Дмитрий Поднозов) и его странный внук Виктор (актриса Алиса Олейник), что автор текста и режиссер распахнули нам невидимый мир. Мало кто близко сталкивался с жизнью инвалидов. В СССР их прятали от общества, они были обречены на «тюремное» заключение в своих квартирах, где их окружали нищета и безысходность. 

Такие ассоциации рождаются в начале спектакля. Но вскоре на сцену выходит дворник Борис (актер Анатолий Хропов). Здоровый детина, по всей видимости, с добрым сердцем, ведь он единственный стал кормильцем деда и внука. Но слепой старик говорит о Борисе, что тот заточил себя в тюрьму четырех стен, ничем не интересуется, ни о чем не мечтает. Что это: депрессия, лень? 

Ответы на эти вопросы подсказывает драматург: когда дед, не докричавшись до внука-аутиста, включает телевизор, мы слышим, как диктор объявляет фильм Джима Джармуша «Чужероднее рая», герои которого путешествуют по Америке в поисках рая, счастья, адреналина. Но до Майами, о котором грезили, добираются только зимой и рая, к которому так стремились, не находят. 

Приходится делать выводы: не только жизненные обстоятельства диктуют правила поведения, мы сами часто становимся причиной собственной тоски и неустроенности. Стало быть, разруха — в наших головах. Тема болезненная, острая, спорить об этом будут всегда. 

Спектакль решен режиссером и актерами так, что равнодушным останется разве что камень. В откликах петербургские зрители признавались, что не выдержали эмоционального накала и сбежали из зала. Сам Алекс фон Бьёрклунд о постановке пьесы Алексеем Янковским говорит так: «Янковский пытается постичь пьесу, раскрыть ее, найти к ней дорогу. За это я ему очень и очень благодарен. Некоторые вещи он для меня открыл — то, о чем я и не подозревал».

О чем плачут матери

Открытием фестиваля можно назвать спектакль «Материнское поле» Государственного театра кукол Алма-Аты. Перед входом в зал зрителям раздавали наушники, потому что спектакль шел на казахском языке. Однако многие от синхронного перевода отказались. Во-первых, режиссер Дина Джумабаева поставила спектакль по известной многим повести Чингиза Айтматова. Во-вторых, опытный зритель предпочитает прочувствовать историю через театральный язык эмоций. А их было через край. 

Все произведения Айтматова невероятно поэтичны и пронизаны человеческими эмоциями. «Материнское поле» — повесть о матерях, сыновья которых не вернулись с фронтов Второй мировой войны. Это общая боль матерей всех бывших советских республик, поэтому плакали не только актеры-рассказчики, но и почти все зрители.

Запах свежего сена, невероятно красивые казахские песни, ритмический рисунок спектакля — все заставляло забыть, что мы сидим в зрительном зале. Потом многие говорили, что на мгновение вернулись в прошлое, такое до боли родное. 

Завораживала не только органика существования актеров на сцене, но и их взаимодействие с куклами-марионетками. Как точен язык жеста, как ритм, выбиваемый кирзовыми сапогами и деревянными ложками, переносит зрителей то на поле брани, то на железнодорожную станцию с военными эшелонами. Звуковая палитра спектакля так богата и оригинальна, что помниться будет очень долго. Такие постановки всегда драгоценные подарки. 

 

Светлана Симакова

www.up74.ru