осударственный театр кукол - один из старейших в стране: он появился в 1935 году. И меньше всего подвержен новациям - здесь самая консервативная публика. В честь праздника мастера из разных цехов показывают, как создаются новые актеры. Производство мало чем отличается от того, которое было и полвека назад, и даже больше.
Сначала с безумной идеей приходит режиссер и объясняет, какая именно нужна кукла: перчатка, которую актер просто наденет на руку, марионетка, которой будут управлять при помощи тонких нитей, или тростевая, это когда в тело вставлены специальные спицы. Кстати, такими куклами управляют два-три человека.
Затем художник рисует эскиз, его утверждают, и на авансцену выступают мастера. Скульптор делает из пластилина самые выразительные части - голову, руки, ноги. Механик вырезает из обычной фанеры детали и все то, что будет потом гнуться, как у человека. Затем все это красят, или, как шутят мастера, наносят макияж.
В швейном цеху готовят костюмы для кукол. На рабочем столе все эти запчасти выглядят как детское баловство: игрушечные очки, кусок старого искусственного меха вместо пышной шевелюры. Но на каком-то этапе начинается волшебство: кукольный человечек со сцены протягивает мне руку и предлагает познакомиться. Я автоматически жму его крохотную ладонь и отвечаю на вопросы, глядя в нарисованные глаза, а не на актрису, стоящую позади.
- Все давно придумано до нас, все технологии старые, - смеется художник с десятилетним стажем Булат АМАНКУЛ. - Если честно, я думал, у меня никогда не получится сделать куклу, но постепенно освоил ремесло. Самое удивительное - видеть, как твое произведение оживает в руках артистов, как заставляет улыбаться маленьких зрителей.
Гордость театра - самое старое представление, доставшееся в наследство от советской эпохи. Сейчас оно называется “Мелодии друзей”. Сюжет периодически подвергается корректировке в зависимости от повестки дня. Например, старожил представления - лидер группы “Ялла” Фарух Закиров, а один из самых свежих участников - Димаш Кудайберген. В этом году запланированы гастроли в Грузию, и специально для поездки в труппе появятся еще несколько отечественных звезд, в том числе и Роза Рымбаева.
- У нас все зависит от режиссера, - говорит главный художник театра Юля ЧЕРНОВА, - и от того, каким он видит свой спектакль. Например, в “Золушке” Антона ЗАЙЦЕВА бытовые предметы, такие как швабра, пылесос, становились живыми персонажами.
- А бывает желание дать по голове режиссеру за его буйную фантазию?
- Конечно! За время постановки спектакля убить его хочется примерно раз пять. Но современные дети - очень требовательная публика, им неинтересно просто смотреть, они не хотят. Поэтому нужны какие-то фишки, динамика, так что все это оправданно.
- Расскажите по секрету, какие есть приметы у артистов кукольного театра. Наверное, нельзя бросать кукол?
- Что вы! Этого себе никто не позволит. С куклой вообще нельзя плохо обращаться, она ведь может отказаться работать. В самом прямом смысле слова, и никакой мистики. Начнет заедать механизм, например, не выдавать то, на что она способна, будет ломаться прямо во время представления. У кукол бывает рабочее настроение, а бывает наоборот.
В последнее время в Государственном кукольном театре много экспериментировали, даже сделали несколько спектаклей для взрослых. Эти постановки получили призы на международных фестивалях. Но сейчас решено сосредоточиться на целевой аудитории - на детях. Делать для них популярные сказки, показывать настоящий кукольный театр.
Кстати, всех жителей города в сентябре ждет большой праздник - традиционный Международный фестиваль кукольных театров, который проведут с таким размахом, что он выплеснется и на улицы, и в парки города.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО
Портал "Time.KZ"
Ссылка: https://time.kz/articles/grim/2023/03/27/marionetki-s-harakterom