Каждый, кто любит мир сказок и верит в доброту, спешит получить билеты Кукольного театра. Здесь нет ограничений по возрасту человека. Посетитель театра в спектакле находит душевное спокойствие и обретает особое настроение! Детский мир самый веселый, самый настоящий! А наше общество нуждается именно в такой чистоте души!

Тот, которого не видно: о секретах работы в театре кукол, рассказала заслуженная артистка РК Сабила Абуева

13 Декабря 2022

Тот, которого не видно – довольно странное определение для актера. Однако людям, работающим в театре кукол, такая характеристика отлично подходит. Как никто об этом знает заслуженная артистка РК Сабила Абуева, которой на днях исполнилось 75 лет.

Больше, чем полжизни, а именно 55 лет, актриса провела в Государственном театре кукол, и он до сих пор остается ее вторым домом. При этом именинница считает, что отчасти не она сама выбрала дело жизни, во многом определиться ей помогла судьба.
Маленькая Сабила родилась и выросла в Атырау, всегда была творческим ребенком. Ходила в разные кружи, пела и танцевала, вот подруги и подсказали ей ехать в Алма-Ату, чтобы попробовать выучиться на актрису. Девушка послушала совета и последовала за мечтой. Однако ни в какой вуз так и не поступила. Судьба привела ее в театр другим путем.

– Однажды я гуляла в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, увидела Театр кукол и решила зайти, а там как раз шел своего рода кастинг, – вспоминает Сабила Абуева. – Я решила поучаствовать. Меня попросили спеть, станцевать и прочитать стихотворение. С первыми двумя заданиями я отлично справилась, а вот продекламировать ничего не смогла. Однако мне все равно сказали на следующий день прийти. Я обрадовалась, думала, что вот и актрисой стану. Вот это везение!

Однако когда девушка вновь пришла в театр, ей сказали, что работать она будет в бутафорском цехе – вместе с другими мастерами кукол создавать. В этом волшебном месте, где рождаются герои всех спектаклей, юная сотрудница провела год. Лишь потом ее перевели в актрисы.

– Работа в бутафорском цехе подарила мне ценнейший опыт, который очень пригодился в дальнейшем. Актеру чрезвычайно важно знать все нюансы своей куклы, как именно она двигается, какие жесты может делать. Без этого не получится ни одна роль, ведь мы должны быть едины во время спектакля, – поделилась Сабила Абуева.

При этом, уже работая в театре, актриса очень хотела все-таки пойти учиться и получить профессиональное образование, однако не сложилось. Сначала ее захватило творчество, потом Сабила вышла замуж, кстати, вторую половинку тоже нашла в театре, у пары родились дети. Стало гораздо важнее найти идеальную формулу, как сочетать семью и работу. Сабилне Абуевой в итоге это вполне удалось.

– Очень помогли муж и родственники, так что о том, чтобы оставить театр, и речи не шло, а вот мечты о профессиональном образовании пришлось оставить, – делится Сабила Абуева. – К счастью, мне очень помог опыт работы в бутафорском цехе, а еще я постоянно училась у других актеров, режиссеров, мастеров по изготовлению кукол. Мне повезло с окружением – я встретила столько талантливых людей, у которых просто грех было не учиться.

К тому же профессия актрисы театра кукол очень непростая, как рассказывает собеседница. Надо не только самой быть артистичной, пластичной и находчивой, но и своего персонажа знать досконально.

– Порой на знакомство с куклой уходят недели. К тому же важно знать не только своего персонажа, но и других, с которыми взаимодействуешь во время спектакля. Актеры театра – это ведь не только голос, но и все жесты героя. Например, когда я вместе с другими актерами играю за Майкла Джексона, то его знаменитую лунную походку танцуют не только куклы, но и актеры за сценой. Так что очень важно досконально знать все движения и оставаться пластичным, – сказала актриса, которая в свои 75 лет садится на шпагат.

Кстати, когда несколько актеров водят в спектакле одну куклу – это самая сложная и тонкая работа.

– Мы должны отлично чувствовать друг друга, чтобы действительно стать одним персонажем, двигаться в унисон. Это бывает крайне непросто, мы много репетируем, – говорит Сабила Абуева – Случаются порой на сцене и разные внештатные ситуации, для решения которых мы тоже должны действовать слаженно. Например, как-то на гастролях во время спектакля «Куклы-шоу» у Майкла Джексона оторвалась рука. Зрители, конечно, это заметили, но благодаря слаженным действиям мы смогли довести своего персонажа до конца. 

За 55 лет работы в Государ­ственном театре кукол актриса сыграла десятки разных ролей, но ее любимые образы – злодейские.

– Мне нравится перевоплощаться в ведьм, создавать двуличных персонажей на сцене. Эта работа очень непростая, но и интересная. В течение одного спектакля приходится менять голос, манеру поведения куклы. Конечно, это сложно, но мне нравятся трудности. Например, в одном спектакле есть двухголовая кукла – ведьма и добрая жена. Это очень любопытное перевоплощение, – поделилась Сабила Абуева.

При этом актеры театров кукол часто остаются за сценой, зрители же больше знают их героев – кукол. Однако самих артистов, по словам Сабилы Абуевой, это не смущает.

– Мы привыкли, что зрители узнают в первую очередь не нас, а кукол, это совершенно нормально, – говорит артистка.

Впрочем, актриса вовсе не обделена вниманием. На днях на ее бенефис в Государственный театр кукол пришли не только коллеги, друзья и родные, но и представители городского Управления культуры. Программа праздника была насыщенной, помимо представления состоялась презентация книги, главная героиня которой – Сабила Абуева.

 

Елена СОКОЛОВА

Портал "Вечерний Алматы"

Ссылка: https://vecher.kz/tot-kotorogo-ne-vidno-o-sekretakh-raboti-v-teatre-kukol-rasskazala-zasluzhennaya-artistka-rksabilaabueva