В рамках международного фестиваля «В гостях у Арлекина» свой спектакль представил Алматинский государственный театр кукол из Казахстана. Притча на смеси казахского и русского языков «Сердце матери» цепляет даже самых непоседливых зрителей. Это тот случай, когда подростки выходят со спектакля в слезах. Режиссёр Антон Зайцев смог достучаться до самой сложной аудитории, подняв болезненный вопрос для каждого человека – абсолютную любовь матери к своему дитя.
Перед нами счастливый мальчик, который играет с друзьями, у которого всё хорошо. И мы видим его мать, которая изо всех сил пытается выжить, чтобы дать сыну самое лучшее. И чем больше она отдаёт, тем меньше она получает в ответ.
Писать об этом спектакле сложно. Его хочется увидеть, а потом пересмотреть снова и снова, чтобы точно ничего не упустить. Антон Зайцев добавил немало простых, но действенных эффектов. Колыбель-гнездо, в которое с такой любовью мать кладёт своего маленького мальчика. Пьяная вечеринка, где появляется будущая невеста главного героя, с головой лошади и в белом коротком платье. Огромные металлические бочки – жизненные трудности, от которых уставшая мать уже не может отбиваться. Она падает на колени, но продолжает их отталкивать от себя, теряя силы. В это время сын гуляет, влюбляется, всё меньше думает о матери и, наконец, забывает о её дне рождении. И когда она решает, что он в подарок ей приведёт невесту, он требует её дом.
Самая сильная сцена спектакля, когда у сына день рождения, который уже вырос и приобрёл известный статус в обществе, и он развлекается с друзьями. Это шумная вечеринка, всё актеры, кроме главного героя, в масках. Вокруг блёстки, мишура, смех, веселье. Наверно, главному герою подарили дорогие подарки, наверн,о они сняли дорогой ресторан. И в разгар этой безудержной вакханалии приходит она – одинокая, никому не нужная женщина, у которой не осталось ничего, кроме тепла материнского сердца. Режиссёр вкладывает в руки актрисы маленькую свечку, которая скромным огоньком почти теряется среди ярких огней, но всё-таки продолжает гореть, как материнское тлеющее сердце.
«Дословно мы видим, как мать зарабатывает и покупает сыну золотое яблоко. Мы видим, как мать остается на улице и отдает ему квартиру, которую он хотел. И у нее остается только свеча и любовь, у нее нет больше ничего. И она дарит свою любовь ему на день рождения. Она приходит увидеться с ним, повидаться, сказать: «У меня есть только моя любовь, я могу тебя только обнять». Но он занимает уже такое высокое положение, за ним стоит большое количество людей, и он не может себе позволить, чтобы его мать выглядела так, как она выглядит сейчас», - говорит Антон Зайцев.
Спектакль идёт на смеси двух языков. И если в начале действия сын с матерью говорят на родном казахском языке, то в итоге главный герой полностью переходит на чужой русский. Таким простым способом Антон Зайцев показывает различность миров традиционного конфликта отцов и детей. Сам режиссёр уточняет, то именно в таком языковом формате и задумывался спектакль.
Кроме того, в постановке есть особая динамичная деталь. Между мизансценами актёры читают письма своим матерям. Это настоящие строки, которые каждый написал в адрес мамы. Вместе с жизнью спектакля могут меняться и письма. В тишине и при свете одного софита звучат очень личные истории, которые артисты с легкой дрожью в голосе зачитывают в присутствии целого зала.
Другая особенность спектакля – фактически он не заканчивается. Актёры просто уходят за кулисы, музыка затихает и зритель приходит в смятение. Разрушать атмосферу аплодисментами становится неловко, хотя они в итоге и перерастают в овации пустой сцене.
«Мне важна тема спектакля, а не мое личное эго. Я готов не слышать похвал и не раскланиваться после спектакля. Я действительно занимаюсь своей профессией, я в ней решаю свои мысли. Когда мне есть о чем говорить, я говорю. Это мои духовные поиски. Почему я взялся за эту тему? Я просто очень люблю свою маму»,- говорит Антон Зайцев.
Омский портал "КУЛЬТУРА"