В форменное безобразие превратили артисты церемонию награждения коллег. Но никто не жаловался. Призеров первого международного фестиваля кукол Almaty puppet festival кружили по сцене, выпроваживали с нее, с членами жюри пытались танцевать, уводить от микрофона. Все это делали веселые помощники ведущих.
В Алматы осенью традиционно проводят кукольный фестиваль, обычно как часть программы к Дню города несколько раз даже устраивали шествие с куклами по улицам. Но теперь новый Almaty puppet festival стал отдельным и самостоятельным профессиональным мероприятием. В этом году было подано огромное количество заявок - 60 театров хотели принять участие! Выбрали 14 лучших с самыми интересными работами: девять казахстанских коллективов и пять из других стран. К нам приехали театры из Грузии, Болгарии, Польши, Узбекистана и Турции.
В государственном театре кукол время было расписано по минутам: каждый день по несколько представлений, обсуждения, мастер-классы, лекции. Билеты на спектакли достать было просто невозможно. Но самыми яркими стали те события, которые прошли не для зрителя, а, что называется, для своих: в первый день в театре прямо в зале положили длинную красную дорожку и по ней шли гости, члены жюри и… самые эффектные куклы нашего театра.
- Мы решили, что уличное шествие - это уже устаревший формат, и решили сделать что-то новое, - рассказывает директор театра Алмат АБДРАХМАНОВ. - А главный символ у фестиваля такой же, как у города, - яблоко. У нас один Гран-при в миллион тенге и шесть номинаций, где награда составляет по 500 тысяч. Обратите внимание на тематику спектаклей. Мы сами еще лет пять назад думали, что раз куклы - значит для детей. Но потом решили, что не стоит так ограничивать себя. Современный кукольный театр - это, скорее, невероятные возможности, чем какое-то узкое направление. Что и показал наш первый фестиваль.
Главный приз увез Батумский государственный театр кукол и юного зрителя с невероятным спектаклем “Письмо Джеральдин”, поставленным по знаменитому письму Чаплина своей дочери. Очень камерный, рассчитанный всего на 30 зрителей, сидящих прямо на авансцене, рядом с актерами. Надо было видеть реакцию гостей, когда объявили об их победе: актеры соскочили с мест в зале и начали прыгать, художественный руководитель Ираклий КИКВАДЗЕ немного растерялся и говорил, что он уже успел влюбиться в алматинскую публику, а теперь и вовсе счастлив, что удостоился такой чести.
Еще один приз отправился в Фергану, зато остальные номинации взяли наши театры. Причем жюри самовольно изменило одну из них. Решили, что лучшую актерскую работу отметить сложно и лучше сделать это на следующем фестивале, через год. И вместо этого за вклад в развитие национальной драматургии наградили Надежду НАСЫРОВУ. Она работает в мангистауском областном театре кукол и уже много лет снабжает театры пьесами. А в качестве подарка пишет для любимых актеров моноспектакли.
- Всегда не хватает пьес сегодняшних, современных, особенно для детей, - рассказывает Надежда. - Но я вовсе не считаю себя профессиональным драматургом, просто хотелось помочь выразить свои мысли и сделать что-то для того, чтобы показать детям легенды, историю родного края. Поэтому появилась трилогия “Сказки бабушки Айжан”, которые сейчас идут в театре города Актау. В прошлом году я получила премию “Умай” за них. Сейчас мы представляли “Землю предков”.
Ну а лучшим режиссером признан Антон ЗАЙЦЕВ, хорошо знакомый алматинскому зрителю. Приз он получил за спектакль “Собака”, поставленный в актюбинском областном театре кукол “Алакай”.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы
Портал общественно-политической газеты "Время"
Ссылка: https://time.kz/articles/grim/2023/10/27/million-tenge-i-lyubov